ЗеСтройка. Что мешает построить дороги в УкраинеСюжет

ЗеСтройка. Что мешает построить дороги в УкраинеСюжет

Фото: Офис президента Украины Зеленский инспектирует течение проекта Большое строительство

Большое строительство Зеленского может превратиться в популистский проект из-за коррупции и несвоевременным поступлениям в бюджет, говорят эксперты.

В Украине вновь остро стал вопрос качества дорог — одной из причин катастрофических разрушений на западной Украине во время паводков стало именно некачественная инфраструктура. 

Президент Владимир Зеленский в конце февраля запустил амбициозный проект Большое строительство, целью которого является строительство и капитальный ремонт 6,5 тысячи километров автодорог.

В Киевской области на днях открыли первые 25 километров отремонтированного участка трассы Киев — Одесса. Корреспондент.net рассказывает подробности.

 

Государство строит — дальнобойщики ломают

Владимир Зеленский на своей пресс-конференции 20 мая заявил, что хочет стать президентом «после которого в Украине наконец-то появятся дороги».

«Наша задача построить все государственные дороги, которые объединят нашу страну, которые будут витриной нашей европейской страны. А это 25 тысяч приоритетных дорог. И я до конца своей каденции — сколько она там будет, решает народ Украины — но я уверен, что до конца своей каденции мы достроим все госдороги», — сказал он.

Президент заверил, что экономический кризис и карантин не станут причинами для свертывания крупных программ строительства. Он сказал, что в 2020 году запланировано построить в девять раз больше дорог, чем в прошлые годы.

ЗеСтройка. Что мешает построить дороги в УкраинеСюжет

Зеленский инспектирует Большое строительство в Хмельницкой области / ОПУ

Зеленский также выразил надежду, что после местных выборов он и его партия получат влияние во многих городах и потому смогут построить «еще все дороги и в городах». Он также сказал, что планирует найти три миллиона долларов на строительство мостов.

23 июня президент опубликовал видеообращение, в котором назвал «засранцами» дальнобойщиков, которые портят дороги перегруженными машинами.

Зеленский рассказал, что нашел группу в Viber, где водители грузовых автомобилей обсуждают, по каким дорогам можно объехать пункты взвешивания машин. Свое обращение он опубликовал в их чат.

«Мы здесь делаем большое строительство — строим тысячу дорог, думаем, как все в этом году успеть, где взять деньги… Есть разные машины, разные водители, перегруженные — они едут. У них своя работа, им все равно, что государство тратит на один километр государственных дорог примерно один миллион долларов США», — сказал он.

Для решения этой проблемы, говорит президент, совместно с СБУ, Нацполицией и Госавтоинспекцией были созданы пропускные пункты, но их все равно объезжают.

«То они ночью перегруженные едут, разбивают дороги, то они почему-то въезжают на центральные дороги… Хотел бы вам просто сказать: вы, ребята, засранцы — мы здесь хотим что-то хорошее сделать для страны… Помогать вы не можете… но хоть немного не мешайте. Хорошо? Потому что все равно мы все чаты найдем и вас тоже найдем — и будет больно», — сказал он.

В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Украины оскорбились заявлением Зеленского и рассказали о «героизме водителей».

24 июня Офис президента опубликовал сообщение о том, что Большое строительство «набирает оборотов»: завершился ремонт одного из участков трассы М-05 Киев — Одесса, которая является частью международного транспортного коридора Е-95.

«Мы начинаем практически каждую неделю открывать новые отрезки трасс: и больших, и малых, и местных, и государственного значения. Киев — Одесса — трасса, которой пользуются не только те, кто живет в Киеве или Одессе. Это одна из главных артерий Украины», — сказал замглавы ОП Кирилл Тимошенко во время официального открытия отрезка трассы в Киевской области.

ЗеСтройка. Что мешает построить дороги в УкраинеСюжет

Офис президента

Строительством занималось совместное украино-белорусское предприятие. Посол Беларуси Игорь Сокол заявил, что «это подарок белорусских строителей украинскому народу ко Дню Конституции».

В ОП отметили, что в 2021 году Государственное агентство автомобильных дорог Украины планирует полностью обновить трассу М-05.

Как сказал председатель Укравтодора Александр Кубраков, на этой трассе ближе к Киеву установлен пункт автоматического весового контроля и вскоре нарушителям будут приходить штрафы.

Сегодня, 26 июня, Зеленский в ходе рабочей поездки в Херсонскую область рассказал об операции, которую местные власти назвали Взвешенные и счастливые, направленную на противодействие перегруженным фурам.

«Вы знаете, что проводится операция из-за этих грузов, которые разбивают наши дороги, на которые мы выделяем в этом году около 80 миллиардов гривен. Это большие деньги для государства, такого никогда не было. Поэтому у нас операция не только на Херсонщине, операция действительно по всей стране», — сказал президент.

К операции подключены Нацполиция и СБУ. «Я не знал названия операции, о которой сказал господин Гусев, но хочу немножко ее скорректировать: все водители точно будут взвешены, но, к сожалению, не все будут счастливы», — заявил Зеленский.

 

Но есть еще коррупция и картельный сговор

Как сказал DW глава Укравтодора, только в этом году планируется построить и отремонтировать 4,2 тысячи километров дорог. Около 600 километров, по его словам, уже введены в эксплуатацию. 

Александр Кубраков указал, что капитальная реконструкция необходима, поскольку две трети из 24 тысяч километров основной сети украинских автодорог сейчас находятся «в ненормативном или аварийном состоянии».

Юрий Николов, соучредитель проекта Лига антитраста, в рамках которого изучают госзакупки, считает, что масштабная президентская инициатива может превратиться в популистский проект.

«Уже прошло полгода после старта Большой стройки, а на месте некоторых будущих дорог ветер гуляет в полях. Физически отремонтировать в этом году возможно не более двух тысяч километров. И то, если будут своевременные поступления в бюджет», — отметил Николов.

Счетная палата Украины подтверждает опасения экспертов. Аудиторы указывают, что, согласно бюджетной отчетности за январь-апрель, сохраняются значительные риски невыполнения украинского бюджета в текущем году, прежде всего доходной части.

Однако даже те деньги, что сейчас выделяют на дороги, могут исчезнуть в коррупционных сделках, не исключает Николов.

Он рассказал, что подсчеты Лиги антитраста, проанализировавшей госзакупки асфальта по контрактам Большой стройки, показывают, что он должен закупаться вдвое дешевле.

Падение цены на нефть ведет к удешевлению асфальта, но в Украине все наоборот, говорит Николов.

«Самые ходовые марки асфальта в тех тендерах, где нам удалось найти сметы, подорожали с трех тысяч до четырех тысяч гривен за тонну. Это традиционная украинская черта — «прикуривать» по дороге. То есть закладывать свою маржу в крупных инфраструктурных проектах», — объясняет эксперт.

Кроме того, продолжает Николов, который принимал участие в рабочей группе Минэкономики, утверждающей методические рекомендации для участников тендеров, назвал позицию Укравтодора «картельным сговором».

Ведомство утвердило такие жесткие правила, что в тендерах на ремонт и строительство дорог могут участвовать около пяти компаний — отсекается часть подрядчиков, которые могли бы выполнить эти работы дешевле, поскольку тогда была бы конкуренция на рынке.

В Укравтодоре объяснили свое решение заботой о качестве и скорости строительства.

 

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.